За первые четыре дня петиция против переноса персональных данных в Россию собрала больше 27000 подписей, это очень хороший старт. Важно, что люди не просто подписывают, они высказываются (и достаточно развернуто) о своем отношении к затронутым петицией вопросам. Это очень помогает и мне, как инициатору петиции, понимать, что всех больше всего волнует, в какую сторону вести работу.
Это так и работает: сначала начинают высказываться обычные люди, потом заметные в обществе («лидеры общественного мнения»), потом журналисты и политики. Так петиция набирает политическую силу и значимость, обретает звучание. В нашем случае цель очень простая: адресаты петиции — руководители крупных международных ИТ-компаний — в силу своей работы постоянно читают значимые англоязычные технологические СМИ. Как только наша волна дойдет до TechCrunch или Mashable, мы достигнем нашей цели.
(Лирическое отступление. Андрей этого, конечно, не помнит, но это он, 15 лет тому назад, первым стал писать у себя в PCWeek про сдачу налоговой отчетности через интернет, и, кажется, был первым журналистом, которому я давал интервью на профессиональные темы. Было, поэтому, очень приятно увидеть его имя в числе первых подписантов петиции).
Вчера начали подключаться и русскоязычные СМИ (вот, например, Радио Свобода). Нам остался сделать один серьезный шаг — и это задача на следующую неделю — сделать тему международной. Европейские и американские журналисты, которым я рассказываю про петицию, говорят о том, что 50 тысяч подписей заведомо сделают ее значимым информационным поводом; это значит, что каждому из тех, кто уже подписал ее, достаточно привлечь всего еще одного сторонника.
Сделать это не так трудно. В исходном посте о запуске петиции, я рассказывал личную историю про железнодорожные билеты, конфиденциальные данные о которых люди, уполномоченные их охранять, слили псевдожурналистам. Личные истории работают, потому что люди хорошо умеют примерять все на себя. Представить себе свои личные риски от того, что российские государственные органы читают твою личную переписку или анализируют твои личные покупки может каждый. А нет никаких сомнений в том, что закон о локализации персональных данных направлен именно на это (вот пара ссылок — прошлогодняя и свежая — которые это вполне доказывают).
Поэтому привлечь сторонников просто: напишите у себя в Фейсбуке, ВКонтакте или в Одноклассниках простой короткий пост о петиции и о том, почему лично вы ее подписали, почему лично для себя считаете это важным. Этого будет абсолютно достаточно.
И еще раз напомню про суть нашей петиции.
1. Мы призываем международные интернет-компании к организованной забастовке против Роскомнадзора, против нелепого и вредного закона о локализации персональных данных.
Такая забастовка весьма вероятно будет успешной; мы не раз видели, как организованное сопротивление заставляло российские власти включать обратный ход и отыгрывать свои решения. Если чем и компенсируется строгость и бессмысленность российских репрессивных законов, так тем, что они отменяются с той же легкостью, с которой и применяются.
2. Российские пользователи доверили свои персональные данные Facebook, Google, Twitter и другим сервисам в том числе потому, что понимают, что те будут принимать все необходимые усилия для защиты этих данных. Выполнение же требований закона существенно повлияет на защищенность данных и тем нарушит права пользователей.
3. Это касается каждого. Речь не только о политических активистов, которую могут опасаться преследований за какие-нибудь «крамольные высказывания» в личной переписке; речь о каждом пользователе — любой попадает в зону риска в том случае, когда его данные (от писем до билетов, от покупок в интернет-магазинах до анкет на сайтах знакомств) оказываются в руках криминальных структур, которые, в России, неотделимы от так называемых «правоохранительных органов». Нет никаких сомнений в том, что переданные в Россию личные данные пользователей немедленно станут доступны самым банальным жуликам и ворам, которые смогут их использовать для самых банальных краж, шантажа, мошенничества.
Извините за много букв; все это гораздо короче сформулировал один комментатор в фразе, которую я вынес в заголовок поста:
«Российским силовикам я бы не доверил за проезд в маршрутке передать, не то что свои персональные данные».
Подпишите петицию против переноса персональных данных международных сервисов в Россию — защитите свои персональные данные от жуликов и воров!