Последняя неделя кампании

Осталось всего неделя. Но на самом деле — целая неделя. Ведь вся кампания длится чуть больше трех недель (нас восстановили на выборах 14 августа, мы запустили агитацию 19 августа), так что впереди еще треть работы. Или даже больше. (В московской кампании 2013 года за последние две недели мы распространили примерно столько же агитационных материалов, сколько за предыдущие шесть недель).

Вчерашняя встреча с Навальным и Андрейченко в центре Костромы — самая яркая точка прошедшей недели нашей кампании

У нас в прошлый четверг появилась большая листовка формата А3, а сегодня из типографии вышла полноценная предвыборная газета; всего разной агитационной продукции мы распространили 230 тысяч экземпляров, а на складе и в производстве сейчас еще 220 тысяч. В штабе работает около 120 агитаторов (начинали кампанию с 50 агитаторами), Яшин и Андрейченко сделают еще 40 встреч во дворах Костромы, а на улицах городов области будет еще около 100 агитационных кубов (до 15 в день в Костроме, 10 в день в области).

То есть расслабляться-то рано, кампания — хоть она и очень скоротечная — только раскачалась и разогналась. И будет лишь набирать обороты до глубокого вечера пятницы, до наступления «дня тишины». Так что все еще есть смысл к нам приезжать, нам помогать финансово, агитировать в московском колл-центре и, конечно, записываться в наблюдатели.

Тональность кампании мы планово скорректировали. Мы начинали кампанию с очень низкой узнаваемостью, то есть нам было по сути дела некого агитировать. И первые две недели посвятили исключительно информированию костромичей о РПР-Парнас. Как показывают наши опросы — успешно (ниже подробнее). И это значит, что можно от информирования переключаться на мотивацию. На это работают наши новые листовки и наша газета. И задача агитаторов на кубах и встречах теперь не в том, чтобы просто раздавать как можно больше листовок, но в том, чтобы разговаривать, спорить и убеждать.

Всех очень интересуют социологические данные; штаб ими, естественно, располагает. Для управления кампанией интересны, однако, не рейтинги (какой бы ни был рейтинг, всегда хочется больше, и вывод всегда один: напрягай все силы, поднимай больше, кидай дальше). Основные данные, которые мы собираем — это данные об охвате агитационной работы. Именно эти данные помогают понять, верно ли и достаточно ли построена агитация, где надо прибавить, куда направить основные усилия.

Первые две недели нашей кампании были направлены на повышение узнаваемости

Мы сделали два замера: один в самые первые дни кампании, другой на половине пути (то есть по состоянию на середине прошлой недели). Опрашивали каждый раз по 400 жителей Костромы и 400 жителей области, с квотированием по полу и возрасту.

Табличка выше наглядно демонстрирует разницу между партиями из телевизора и партиями без телевизора. Четверку парламентских партий и «Яблоко» знают буквально все, а нам надо было начинать практически с нуля. Это и было главной проблемой штаба в начале кампании: невозможно агитировать за партию, которой никто не знает. И вот вся разница между опросами августа и сентября — это то, что вытоптали ногами, наработали на улицах Костромы наши героические кандидаты и агитаторы. Тренд позволяет предполагать, что мы закончим кампанию с узнаваемостью в районе 60-65% в городе и 45-50% в области, что очень хорошо в сравнении с стартовыми позициями — но, конечно, это все еще значительная фора, которую мы вынуждены давать конкурентам...

строчка про «Партию Прогресса» наглядно демонстрирует уровень «белого шума» в таких данных

И тем не менее, как вы видите, наша уличная кампания от-двери-к-двери в состоянии тягаться с ТВ-роликами, встречами в ДК, бесконечными газетами и огромными биллбордами «системной оппозиции». Мы добиваемся схожего охвата кубами, встречами, листовками.

Будет ли этого достаточно для победы? Есть ли у нас шансы пройти 5%-ный барьер? Сказать пока трудно. В части рейтингов наблюдается удивительный эффект: рейтинг ЕР буквально рухнул (больше чем на 10 процентных пунктов за две недели кампании — и в городе, и в области!), но эти избиратели перекочевали не к нам и не к системной оппозиции, а в «неопределившихся». Обычно, по мере приближения дня голосования, число неопределившихся с выбором падает, но на костромских выборах картинка уникальная: с 38-39% в начале кампании, доля неопределившихся выросла до 42% (в области) и аж 49% в городе. Костромичи задумались! Это делает результаты выборов непредсказуемыми, а рейтинги практически бессмысленными. В целом: в городе мы сейчас 5% барьер проходим, в области - пока нет. Сделать из этого «среднюю температуру по больнице» трудно, слишком много факторов (от погодных до административных) будут влиять на явку городских и сельских избирателей.

Задача нашей команды на эту неделю: еще раз поговорить со всеми костромскими избирателями, который теперь, благодаря нашим предыдущим усилиям, знают про РПР-Парнас, и убедить их голосовать именно за нас. Все будет зависеть от нашей работы в последнюю неделю и от наблюдения, конечно.

P.S.: Запилили обновленную форму для пожертвований, учли значительное количество замечаний и неточностей. Нам все еще очень нужна ваша поддержка.