Первая неделя кампании

Сегодня 27 августа.
Всего 10 дней тому назад я представил предварительный план кампании в Костроме.
Всего 7 дней назад штаб начал работу по его реализации.
Изнутри кажется, что прошел добрый месяц, а на самом деле — неделя всего. Но кампания очень скоротечная, так что уже настало время подвести некоторые итоги и рассказать о дальнейших планах. Настало время понять, получается ли у нас достичь задуманного и внести коррективы в исходный план кампании.

Ежедневная летучка в штабе в 21.00

С менеджерской точки зрения все ведь не очень трудно. Есть ключевые внешние бизнес-процессы (их три: кубы, встречи, агитационный колл-центр). Есть внутренние бизнес-процессы (производство агитматериалов, набор и обучение агитаторов и другие). Есть их метрики. Есть план. Запускаем, настраиваем, считаем метрики. Смотрим их соответствие плану. Несоответствие пытаемся проанализировать и осознать. Делаем выводы и корректируем план в соответствии с наработанной практикой.

Вот давайте с вами это упражнение и проделаем. Посмотрим на все ключевые аспекты нашей работы по итогам первой недели, и поймем, что у нас получается, что можно улучшить.

1. Штаб и агитаторы.
Базовая концепция у нас такая: штаб создает инфраструктуру и контент, агитаторы — агитируют. Четкое разделение обязанностей. Если агитаторам некуда прийти, негде взять материалы, не простроена четкая логистика — то неважно, сколько приедет людей с какими горящими глазами, все их усилия будут обесценены. И наоборот, сколь угодно хорошая работа штаба в отсутствие агитаторов ничего не даст. Исходный план предполагал, что штаб должен обеспечить работой 50 агитаторов, работающих полный рабочий день: 17 кубов по 2 человека на кубе и 16 человек в команде организации встреч, которая должна делать по 4 встречи в день для Яшина и Андрейченко.

Кубы

Исполнение плана:
— открыты центральный штаб в Костроме, северный штаб в Галиче (руководитель — Николай Левшиц), восточный штаб в Шарье (Виталий Серуканов), южный штаб в Нерехте (Сергей Бойко);
— созданы две программы поддержки для агитаторов (оплата всех расходов + стипендия 1000 рублей в день для тех, кто приезжает на 20 дней и более, оплата всех расходов для тех, кто приезжает на 10 дней и более);
— по этим программам приехало более 60 человек, что позволило полностью укомплектовать кубы, отправить дополнительно людей в Галич для подготовки встреч в райцентрах, довести численность групп организации встреч до 12 человек каждую (вместо 8 по исходному плану). Пока не удалось, однако, достичь плановой численности в недавно открытых штабах в Шарье и Нерехте. Штаб в Галиче, зато, перевыполняет свои планы — и работает как первопроходец и шаблон для подражания других региональных штабов.

2. Производство.
Начали с того, что быстро-быстро сделали базовую листовку — чтобы было с чем работать. Напечатали 200 тысяч экземпляров, и занялись разработкой второй листовки, более подробной и сложной. А на последнюю неделю будет полноценная газета.
А кроме того: стороны кубов, афиши с приглашением на встречу, флаеры с приглашением на встречу, футболки, сумки, дорхенгеры (напоминалки на дверную ручку), календарики, магнитики, визитки. Это мы все сделали за первую неделю.
На вторую неделю: новая листовка, большой плакат, видеоролик, радиоролик, несколько макетов для газет, баннеры и прочие графические материалы для интернет-продвижения, памятка агитатора, и много мелочей.
В целом: план исполняется, была небольшая заминка, когда принялись одновременно и параллельно делать слишком много всего после выпуска первой листовки, но разобрались.

3. Встречи кандидатов с избирателями.
Исходный план предусматривал проведение 8 встреч (по 4 на кандидата) в рабочий день в Костроме и 6 встреч (по 3 на кандидата) в выходные дни в райцентрах области. Мы делали 8 встреч в день на прошлой неделе, на этой неделе (благодаря усилению групп подготовки встреч и выявлению внутренних организационных резервов) вышли на 10 встреч в день, на следующей сможем делать 12 (по 6 на кандидата), кандидаты морально готовы. То есть сейчас уже план перевыполняется на 25%, а сможем и на 50%.
По встречам в райцентрах: за прошлые выходные сделали их 6 (50% от плана), а в наступающие выходные сделаем все 12.

График районных встреч на ближайшие выходные

По посещаемости, ориентировались на 10-15 человек в среднем на дворовых встречах и 50-100 на районных. Реально, по дворовым встречам стабильно вышли на 20 человек, это лучше плана. Это благодаря тому, что хватило людей усилить команды подготовки встреч: теперь они успевают делать и оповещение путем распространения афиш и флаеров за день до встречи (по каждой из площадок), и оповещение в день встречи путем поквартирного обхода. А вот по райцентрам план пока не выполняется, приходит 25-30 человек, хотелось бы удвоить. На эти выходные гораздо больше сил вложили в предварительное оповещение, посмотрим, что получится.

Агитационный куб в древнем Галиче

4. Агитационные кубы.
По плану, штаб должен был обеспечить распространение агитационных материалов на 17 кубах (10 в Костроме, 3 в Шарье и вокруг, 2 в Галиче и вокруг, 2 в Нерехте и вокруг). Каждый куб должен был раздавать до 1000 листовок в день.
Мы на эти параметры вышли, в агитации на кубах задействовано 34 человека, рекорд суточного распространения пока в районе 12 тысяч листовок, то есть в среднем около 700 в день на один куб. (В Костроме побольше, в менее людных райцентрах поменьше). Однако, мы видим, что наш ресурс не исчерпан: в Костроме есть еще хорошие площадки, и в небольших городах тоже вполне эффективно получается раздавать листовки.
Мы готовы увеличить количество кубов в Костроме и дать каждому районному штабу дополнительные кубы и листовки тоже. Главная идея такая: после того, как мы провели встречу в райцентре, не пропадать оттуда и 1-2 раза в неделю снова появляться на главной площади, распространять дополнительные материалы, отвечать на вопросы.

С учетом встреч, мы распространили уже более 80 тысяч листовок

Сегодня и вчера на летучках многие агитаторы говорили, что на некоторых кубах уже начинается «насыщение» — прохожие говорят, что уже получали и читали нашу листовку. Это отличный знак — знак к тому, чтобы от дистрибуции материалов (работы на узнаваемость) переходить к собственно агитации (мотивации голосовать). С пятницы по воскресенье в штабе будут ежедневные тренинги по агитации, которые пройдут все наши волонтеры, и с понедельника начнется собственно агитационная фаза кампании.

Агитационный колл-центр в офисе ФБК за работой

5. Агитационный колл-центр.
Мы оборудовали 10 рабочих станций, и звоним с 12 до 21 часов ежедневно. Итого — 90 агитационных часов в день. Планировали таким образом делать 2500-3000 разговоров в день, и, при наличии достаточного числа агитаторов, расшириться до 15 станций и 4000 разговоров в день.
Однако реально получается пока делать не более 800-1000 звонков в день. Причины: неравномерная загрузка (вечером все станции заняты, а вот днем в рабочие дни, по понятным причинам, людей в колл-центре меньше). Но главное: ошиблись со средней продолжительностью разговора. Она вовсе не 2 минуты, а 5 минут (!), примерно 11-12 разговоров на агитатора в час. И это не плохая новость, а хорошая: костромичи слушают, задают вопросы, вникают. Эффективность наших разговоров мы оцениваем как высокую.
Записаться для участия в телефонной агитации можно здесь. (В поле «Где хочу помогать» выбирайте Москву).

Владимир Андрейченко на очередной встрече: она у него 29-я по счету

Как видите, мы хорошо запустились и в целом работаем по плану. Но нам предстоят еще две с половиной недели кампании. Они же — самые важные. Во-первых, просто потому что запоминается последнее, агитация в последние дни куда эффективнее агитации в первые дни. Во-вторых — сентябрь, люди вернутся из отпусков, больше избирателей будет в городе. Так что надо усиливаться.

Для этого нам нужны ресурсы. Часть средств на избирательную кампанию предоставляют партии-участники Демократической коалиции (РПР-Парнас как партия, выдвинувшая список, практически не ограничена в праве формировать избирательный фонд за счет собственных средств), но основную часть бюджета кампании — не менее 4 млн рублей — мы планировали сформировать путем краудфандинга, за счет ваших пожертвований. Однако, по состоянию на сегодня, вы нам прислали уже 1 млн 645 тысяч рублей (это 619 пожертвований, средний размер — 2658 рублей), и судя по динамике последних дней мы осторожно прогнозируем, что суммарно соберем до 6 млн рублей. Деньги — это топливо избирательной кампании. Нас не финансирует госбюджет, нам не собирают по разнарядке из администрации предприятия, нас финансируете вы. Так что не стесняйтесь и не сдерживайте себя.

Исходя из этого ожидания дополнительных 2 млн рублей к исходному финансовому плану, мы запланировали ряд новых агитационных мероприятий, которые не были предусмотрены первоначальным планом кампании. Вот что мы хотим еще сделать:

1. Мы направим до 1 млн рублей на то, чтобы дополнительно принять, расселить и обеспечить работой 30-50 агитаторов. Подробности есть в посте Алексея Навального. До 10 человек можем отправить в Нерехту и Шарью, до 10 человек отправим на усиление команды подготовки встреч (и сможем делать 6 дворовых встреч в день для каждого кандидата), еще 10 человек нам помогут поставить дополнительно 5 кубов каждый день. Если же приедет более 30 человек, мы отправим остальных на агитацию от двери-к-двери в частном секторе. Записываться здесь. (В поле «Где хочу помогать» выбирайте Кострому).
Спецпредложение: если вы готовы ехать в Шарью, то мы заплатим стипендию и при отработке 10 и более агитационных дней.

2. Мы направим до 500 тысяч рублей на продвижение в интернете и соцсетях. В малых городах Костромской области «популяция» самых массовых пабликов в ВК и ОК достигает 50-60% населения города. Плюс Google.Adwords. Для последних двух недель — самое то.

3. Мы направим до 500 тысяч рублей на рекламу в СМИ. Разобравшись в хитросплетениях костромской медиасреды, мы нашли ряд СМИ (от газет до небольших телеканалов!), которые в данный момент времени находятся в контрах с областной администрацией, и готовы (за деньги, конечно же) размещать наши материалы. Кроме того, СМИ, которые обязаны публиковать бесплатные агитационные материалы, также обязаны определенную часть газетных полос или эфирного времени продавать за деньги всем партиям на равных основаниях.

Вот такие примерно планы (и коррективы в них).

Резюме.
За первую неделю штаб организационно состоялся, построил филиальную сеть в соответствии с планом, смог набрать и загрузить работой достаточное количество агитаторов, а также запустил и настроил три базовых типа агитационных мероприятий (кубы, встречи, звонки), в целом обеспечив достижение плановых метрик.

На ближайшую неделю:
— вырастем с 17 до 22 кубов в день, доведем количество распространяемых ежедневно агитационных материалов до 15-17 тысяч;
— каждый кандидат начнет проводить 6 ежедневных встреч в рабочие дни; каждая встреча — это в среднем 20 рукопожатий;
— запустим рекламу в интернете и в СМИ;
— начнем проект по агитации в формате «от двери к двери».

Большое спасибо всем, кто нас поддерживает; двужильным кандидатам и агитаторам; тем, сотрудникам штаба и волонтерам, которые часто наматывают по 1000 километров в день и тем, кто проводит по 16 часов в день в штабе; тем, кто работает автономно за сотни километров от базы, в очень сложных бытовых условиях; тем, кто приехал помогать из далеких городов, и тем костромичам, кто отменил свой отпуск, чтобы каждый день приходить агитировать; всем, кто присылает деньги и приходит звонить в колл-центр. Мы постараемся всех вас не подвести.