Какую кампанию мы ведем (называем вещи своими именами)

Одну важную вещь явно надо пояснить в самом начале длинного пути. Чтобы не было разногласий, чтобы все понимали, чем мы тут занимаемся.

Мы сейчас начали кампанию по выборам в Госдуму 2016 года.
Региональные кампании по выборам в Заксобрания этой осенью в трех выбранных коалицией регионах - Новосибирской, Костромской и Калужской областях - это неотъемлемая часть предвыборной деятельности демократической коалиции на парламентских выборах. Для тех, кто знаком с американской политической системой - или просто смотрел третий сезон House of Cards - можно просто сказать: Новосибирск, Калуга и Кострома - это наши Айова и Нью-Гемпшир сейчас.

Никаких иллюзий: от того, что кто-то у нас пройдет в Калужскую облдуму, жизнь ни в Калуге, ни в стране в целом не изменится. (Неистовый Немцов наделал много шороху в ярославском болоте, но Немцов был один такой, уникальный случай. И даже его депутатства не было достаточно для того, чтобы что-то изменить принципиально). Путь к изменением в нашей гиперцентрализованной стране лежит через Москву, через Кремль. Даже Госдума - только этап (выборы в Госдуму, однако, это уже очень "тепло" - фракция в Госдуме даст право выдвинуть кандидата в президенты без сбора подписей, например).

Но - выборы теперь в России проходят только раз в год. И предстоящие региональные кампании - последняя возможность научиться работать в коалиционном формате, научиться выигрывать, научиться работать в регионах (причем в нескольких одновременно - а ведь через год предстоит работать во всех регионах сразу!).

Сказанное выше не означает, конечно, что мы не будем в региональных кампаниях уделять внимания местным проблемам; еще как будем - без этого не победить. Сказанное выше не означает, что нам все равно, кто окажется во главе списка на региональных выборах; напротив - для победы очень важно, чтобы это были яркие и неслучайные люди с безупречной репутацией. Нет: каждая из трех региональных кампаний будет яростной и искренней, мы должны в каждом из регионов создать такую энергию и такое давление, будто нет ничего важнее для нас, чем победа на выборах в местное заксобрание.

И это не будет неправдой: нет ничего важнее. Но не потому что это так "само по себе", а потому что эти победы будут важнейшими первыми шагами на пути к успешной кампании в Госдуму в 2016 году.

Айова - маленький штат, но раз в четыре года все зависит от простых местных фермеров

Кстати говоря, в этом контексте очень понятна становится и значимость праймериз.
То есть праймериз, безусловно, нужны и сами по себе: они удлиняют предвыборную кампанию, создают больше информационных поводов, привлекают избирателей для сбора подписей в поддержку списка и просто позволяют сделать список лучше. Но это все для конкретных региональных выборов в Новосибирске, Калуге, Костроме.
А в плане кампании ГД-2016 давайте поймем прямо сейчас: региональные выборы в сентябре - это последние крупные выборы перед Госдумой, последний шанс создать и обкатать какие-то механизмы.

Вот смотрите: весна 2016 года, и все яркие российские демократические политики обсуждают выдвижение по одномандатным округам в Госдуму. И есть один такой округ, включающий в себя центральные и юго-западные районы Москвы - те, где Навальный опередил Собянина летом 2013 года - в который хотят все. Любой мало-мальский толковый политик из демократической коалиции имеет там весомые шансы на победу.
А еще есть первая тройка списка - попадание в нее тоже дает очень серьезные шансы на думский мандат, а состав первой тройки играет критически важную роль для политических перспектив списка в целом...
Это крайне конфликтогенные ситуации, большой конфликт в них попросту запрограммирован.

Так вот - подойти к весне 2016 года без работающего, отлаженного, хорошо себя зарекомендовавшего, вызывающего у всех доверия механизма демократических праймериз - это значит подойти к выборам в ГД-2016 с такой миной под фундаментом коалиции, которая неизбежно сдетонирует, обречет всех на конфликт и провал.
Региональные выборы 2015 - это наш единственный и последний шанс такую процедуру создать, обкатать, при необходимости - поправить.
Поэтому-то задачи, важнее чем хорошая организация праймериз, у нас на пару ближайших месяцев нет - потом будет попросту поздно.